ТОО "СЕКРЕТ СЕРВИС" АЛМАТЫ

  Главная страница E-Mail Карта сайта Русская версия English Version

«Обезболивающий мораторий для бизнеса»

«Обезболивающий мораторий для бизнеса»

1 января текущего года завершился мораторий на проверки МСБ. Планировалось, что он будет сопровождаться пересмотром контрольно-надзорной системы и ревизией всех профильных законов.  Ожидалось, что после окончания моратория проверки МСБ сократятся и приобретут точечный и щадящий характер. Кроме того, должна была быть упрощена процедура ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства. О том, насколько был необходим этот мораторий и чем он отличается от других объявлявшихся ранее, на «круглом столе» говорили заместитель директора Палаты предпринимателей Алматы Олжас Каржауов, начальник правовой защиты предпринимателей Палаты предпринимателей Алматы Салтанат Лесбаева, директор центра  обслуживания предпринимателей «Секрет+Сервис», член Делового совета при акиме города и регионального совета филиала НПП Алматы Владимир Ермаков и обозреватель «Вечернего Алматы» Александр Грибанов


Показатели выросли

Александр Грибанов:

– Мы уже много лет говорим о том, что система контроля за деятельностью МСБ себя изжила. Более того, по сути, она превратилась в тормоз развития экономики страны и самого крупного города республики. Еще год назад малый и средний бизнес контролировали около 100 различных структур. В целом это был огромный разлаженный механизм, каждый узел которого тянул одеяло на себя, инициируя порой ничем не обоснованные проверки. Изменил ли что-то прошедший мораторий?

Олжас Каржауов: 

– Объявляя мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса, Президент РК Нурсултан Назарбаев заявил, что практика плановых проверок будет отменена. Вместо нее разработают объективную, соответствующую мировым стандартам систему. Согласитесь, это не рядовые перемены. К ним нужно было подготовиться.  Поэтому мораторий однозначно был нужен. 

На мой взгляд, мораторий стал проверкой наших предпринимателей на зрелость. К примеру, в 2013 году Алматы собрал налогов  11 миллиардов тенге, а уже в 2014 году их было собрано 16 миллиардов. Цифры говорят о том, что после объявления моратория показатели выросли. Деловые люди смогли сосредоточиться на таких вещах, как увеличение капиталооборота и так далее. При этом повысилась ответственность бизнесменов.

А. Г.: 

– Уточните, кому мораторий был нужен больше: представителям малого и среднего бизнеса, государству или проверяющим структурам.

Олжас Каржауов: 

– Когда  было принято решение о моратории, многие госслужбы были обеспокоены тем фактом, что если не будет проверок, то начнутся массовые отравления, пожары. Были опасения, что налоговые поступления снизятся. Но прошедший год показал, что никаких отравлений, пожаров и прочего не было. Более того, сервис улучшился, возросли конкурентные преимущества и предприниматели заплатили больше налогов, чем тогда, когда их прессовали всевозможные органы. 

Поэтому мораторий был необходим и коммерсантам, и власти. Предприниматели смогли сосредоточиться на своем бизнесе, а власть получила хорошие налоги. Даже если учесть, что в 2014 году произошла девальвация и, по идее, для бизнеса это должен был быть удар, показатели говорят об обратном. 

Владимир Ермаков: 

– Это уже шестой проведенный мораторий. Для предпринимательства что главное, чтобы ему не мешали работать. Не случайно в Конституции РК написано, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности. Это очень важно. Когда представителю МСБ не мешают работать, он что-то творит, создает. Это и новые рабочие места, и оплата налогов. 

Мораторий дал предпринимателям возможность активизироваться, частично даже выйти из тени. Я хочу сказать, что в городе около 250 тысяч зарегистрированных субъектов бизнеса. Это свидетельствует о том, что у нас не только возросли налоги, но и увеличилось количество активных предприятий. Достаточно сказать, что на 15 процентов возросла активность коммерсантов. 

Конечно, нельзя все время жить по мораториям. Нужно поднимать предпринимательскую культуру и особенно правовую. Хочу добавить, что, по словам Президента РК, проверкам будут подвергаться только те промышленники, у которых действительно высокая вероятность нарушения законодательства. 

В целом, как сказал глава государства, количество требований к деловым людям сократится более чем на 30 процентов. Такое внимание вполне оправданно. Ведь МСБ города создает 40 процентов валового регионального продукта и дает 60 процентов налоговых поступлений в бюджет. В современных условиях бизнес-сообщество нужно не только сохранять, но и приумножать в основном за счет самозанятого населения.

Проверки по инерции

А. Г.: 

– Позиционируя себя как правовое государство, мы объявляем мораторий на проверки, тем самым не только даем свободу бизнесу, но и априори подразумеваем, что контролирующие органы нарушают закон во время проверок. Не кажется ли нонсенсом, что такие вещи происходят в правовом государстве?

В. Е.: 

– Правовое  государство так просто не создается. Мы его не позиционируем, а формируем. Я по первому образованию историк и могу заявить, что не знаю в мире ни одного правового государства. Где-то больше патернализма, где-то либерализма. Весь вопрос  в том, что у предпринимательства как явления есть определенные признаки. 

Первый признак – это самостоятельность. Его должны соблюдать и государственные органы, и предприниматели. Также есть принцип свободы. Еще есть такое понятие, как принцип предпринимательской деятельности, – это равенство. А в Конституции РК установлено равенство государственной и частной собственности. Поэтому и появляются вопросы о необходимости моратория.

Олжас Каржауов:

– Мы говорим, что живем в правовом государстве. Есть закон, права и правоприменительная практика. К сожалению, на местах проверяющие органы трактуют и применяют закон так, как им удобно. Если говорить о конкретных цифрах, то независимо оттого что был мораторий, к нам поступило 370 обращений предпринимателей с просьбой о защите. 

Из общего числа обращений более 130 было решено в пользу бизнесменов. Можно назвать незаконные штрафы, аресты счетов, изъятия денег и так далее. Мы создали на местах отделы по защите прав и оперативно реагируем на все обращения. Защищая права промышленников Алматы, мы «вернули» 520 миллионов тенге. Если говорить в целом по Казахстану, то больше 8,5 миллиарда тенге было отвоевано в пользу предпринимателей. Не секрет, что представители контролирующих органов не всегда правильно применяют тот или иной закон в отношении представителей МСБ. 

В. Е.: 

– Поддерживаю это мнение полностью. Казалось бы, во время моратория предпринимателей никто не должен трогать. Но тем не менее поступило 370 обращений. Людей не оставляли в покое. Контролирующим органам трудно перестать действовать по инерции.

Салтанат Лесбаева: 

– Как правило, незаконные проверки и аресты счетов чаще всего случаются со стороны налоговых органов. Например, мы работали с частной компанией и налоговыми органами одного из районов города. Налоговики утверждали, что данная компания является лжепредприятием, в связи с чем неоднократно проводили необоснованные проверки. Но ведь если нет судебного приговора, то никого нельзя обвинять голословно. 

Однако на основании этого заключения компания за прошедший год пережила две незаконные проверки и трижды у нее арестовывали счета. Мы обратились в прокуратуру района, из которой нам пришел ответ, полностью поддерживающий налоговый орган.  

Позже все-таки установили факты нарушения Налогового кодекса. По результатам проверки были привлечены к ответственности сотрудники налогового управления. Это говорит о том, что существует мораторий и существует закон,  соблюдать который обязан каждый. Тем не менее есть факты, когда его обходят стороной.

Предприниматели – не ангелы

А. Г.: 

– Представители контролирующих органов неоднократно высказывали опасения, что мораторием на проверки пользуются не только законопослушные бизнесмены, но и те, кто нарушает закон, они используют «передышку»,  чтобы недоплатить налоги, каким-то образом схитрить, обмануть государство. 

Например, во время действия моратория несанкционированно открылось  множество точек общепита. При этом нелишне напомнить, что до апреля месяца, когда был объявлен мораторий, из 129 крупных предприятий общепита, подвергшихся проверке, в 89 были выявлены нарушения. 

О. К.:

– К сожалению, действительно, некоторые предприниматели нарушают законы.  Но основная часть бизнес-сообщества предпочитает не скрывать, а, напротив, полностью оплачивать налоги. Мораторий ведь невечен, и все уловки рано или поздно выплывут наружу. Поэтому в этот период как никогда возрастает ответственность коммерсантов. 

А. Г.: 

– Вы хотите сказать, что мораторий даже ужесточил в какой-то степени правовое поле?

О. К.:

– Да, предпринимателям было не с кем договариваться, коррупционная составляющая таким образом была исключена. Правовая культура представителей МСБ повысилась. Если говорить откровенно, то и в 2014 году, пока действовал мораторий, были такие предприниматели, которые нарушали закон. Но когда бизнесмены почувствовали свободу, они сумели сосредоточиться на конкурентных преимуществах, взвесили свои приоритеты и поняли, что проще платить налоги, соблюдать закон и спокойно работать.

В. Е.:

– В какой-то степени я солидарен со сказанным, а в какой-то нет. Я все время говорю, что не все промышленники ангелы. Там, где деньги, всегда найдется какая-то возможность обойти закон. Здесь важна культура предпринимательства с одной стороны и культура проверяющих органов – с другой.

О. К.:  

– Хотелось бы добавить, что далеко не всегда счета предпринимателей арестовываются незаконно.  Очень часто бизнесмен сам не платил налог или допускал другие нарушения. Тогда его счета арестовываются, и понятие «незаконный арест» в данном случае не применимо. Если предприниматель своевременно принимает меры, исправляет допущенные ошибки, налоговая всегда идет навстречу. 

В поисках здравого смысла

А. Г.:

– Существуют еще нерешаемая проблема лжепредпринимательства и другие хронические недуги МСБ. Есть ли свет в конце тоннеля?

В. Е.:

– Мы уже несколько лет занимаемся поиском выхода. Положение нужно исправлять, изменяя законодательство. Лжепредпринимателями должны напрямую заниматься налоговые органы, финансовая полиция и так далее. Например, недавно я поставил вопрос об аудиторском заключении при ликвидации предприятий предпринимательства и так далее. Делать это тоже должны налоговые органы. 

Почему за учредителей лжепредприятий по законодательству РК ответственность несут нередко, в общем-то, законопослушные, но не ориентирующиеся в правовом поле, начинающие предприниматели? Они должны платить налоги и штрафы вместо настоящих нарушителей.

Конечно, неплохо, что Законом от 24 декабря 2014 года бизнесменам предоставлена возможность ликвидировать предприятие как через Налоговый комитет, так и с помощью аудиторского заключения. Но не лишний ли это административный барьер? Чьи интересы здесь пролоббированы?  Ведь за аудит надо платить, а Налоговый комитет может по закону эту проверку перепроверить и отменить. При этом ответственность остается на предпринимателе.

Облегчаем мы деятельность МСБ? Снимаем административные барьеры? Или вот, в законе появляется норма о том, что вводится нулевая ставка уставного капитала для субъектов малого бизнеса. Проще говоря, предприниматель может  ничего не вкладывать и открывать юридическое лицо. А ведь уставной капитал – это те средства, которые промышленник вкладывает в свой бизнес. От уставного капитала зависит его развитие.

Еще один вопрос:  понятие «доверенность» не действует. Почему иностранцы могут по доверенности открывать здесь свой бизнес, а наши предприниматели  не могут даже в ЦОНе произвести операции по доверенности.  И все это происходит под флагом борьбы с лжепредпринимательством. Где здравый смысл?

О. К.: 

– Все это сделано для того, чтобы уйти от лжепредпринимательства. Сейчас, если регистрация юридического лица осуществляется через ЦОН, требуется обязательный явочный характер, для того чтобы предотвратить открытие лжепредприятий и фирм-однодневок, которые по доверенности открывались, занимались обналом и исчезали. 

Вместе с тем для упрощения процедуры регистрации юридических лиц предусмотрена электронная регистрация через портал «электронного правительства», что существенно облегчает и сокращает всю процедуру регистрации. Кстати, налоговики знают, что закрыть предприятия  можно будет через аудиторские заключения. Так ведь уже сейчас действует норма об упрощенном закрытии предприятия по заявлению.

В. Е.: 

– Отмена доверенности – это не решение проблемы. Это нарушение прав человека. Я должен иметь возможность доверить любому, чтобы он за меня открыл или закрыл предприятие и так далее.

А. Г.: 

– Об этом, насколько я знаю, мы уже лет двадцать говорим.

В. Е.: 

– Да, говорим постоянно, но добились одного –  по регистрации мы теперь мировые лидеры. Хотя стоит отметить, что в новом законе есть и много хорошего. Это отмена сборов за регистрацию субъектов малого и среднего предпринимательства. Есть целый ряд других положительных моментов.

На ковёр вызываются...

А. Г.:

– В своей работе по поддержке и оказании помощи предпринимателям вы как-то взаимодействуете друг с другом или работаете каждый со своей стороны?

В. Е.: 

– Мы сотрудничаем с Палатой предпринимателей и фондом «Даму». Совместно проводим такие акции, как «День предпринимателя». Это единство в работе активно формируется, создается. Сейчас нужно и дальше двигаться в этом направлении. Если мы, все общественные организации, не будем работать вместе, то ни о какой положительной динамике не будет идти речи.

А. Г.: 

– В городской бизнес-среде сегодня обсуждается новая система проверок. Насколько она будет эффективна при защите прав предпринимателей?

В. Е.: 

– Эта система только формируется. Она будет действовать, учитывая риски для коммерсантов. По этому вопросу уже прошло два совещания, он на днях прозвучал на заседании Делового совета. Новая система предполагает, что проверки как таковые исключаются. Если предприниматель что-то явно нарушил, тогда его будут проверять. Если бизнесмен работает в правовом поле, никаких проверок не будет. 

А. Г.:

– Часто мы говорим о том, что там-то и там-то незаконно действовали контролирующие органы. Можете ли вы назвать случаи, когда контролирующий чиновник был наказан за свои незаконные действия, вплоть до лишения свободы?

В. Е.: 

– При Палате предпринимателей Алматы существует постоянно действующий орган – Совет по защите прав предпринимателей. За прошедший год состоялось 8 заседаний совета, на которых были рассмотрены системные проблемы бизнесменов, наиболее часто встречающиеся в их работе. 

В ходе проведенных заседаний были озвучены фамилии чиновников, создававших препятствия в работе, тем самым нарушающих права предпринимателей. Некоторые были привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушителям были сделаны выговоры.

А. Г.: 

Но выговоры – это же комариные укусы...

О. К.: 

– Мы не являемся органом преследования или наказания. Наша система защиты действует так: к нам обращается предприниматель, мы формируем досье. Далее,  если не удается прийти к мирному урегулированию, материал направляется в суд. Там принимается решение. На сегодняшний день по Алматы мы имеем следующие данные.

Мы озвучили десять фамилий представителей контролирующих органов, допустивших нарушения в отношении промышленников. Из них четверо получили дисциплинарные взыскания, вплоть до выговоров. На сегодняшний день есть три степени наказания: предупреждение, строгий  выговор и увольнение. Случаев ареста нет. 

В. Е.: 

– Надо отметить, что четыре фамилии из 10 – это впервые такое.

О. К.: 

– Это только по Алматы. Если говорить в целом по Казахстану, то цифры в разы больше. У нас создан Совет по защите прав предпринимателей, и если на этом совете фамилия нарушителя хотя бы озвучивается, то это позор для чиновника.

В. Е.: 

– Сначала они даже ходить на совет не хотели. Пришлось их вызывать принудительно. Потом они постепенно начали понимать, что на такие заседания нужно приходить и пытаться принимать оперативные меры по решению проблемных вопросов.

Защита и контроль

А. Г.: 

– Тем не менее, наверное, никто из провинившихся чиновников добровольно не ушел со службы. Мы стремимся к мировым стандартам, и, насколько я знаю, если в Европе какой-то чиновник незаконно попытается помешать работе субъекта малого и среднего бизнеса, то он получает не дисциплинарное взыскание, а волчий билет, а в худшем случае, будет хлебать казенную баланду.

О. К.:

– Конечно, нам есть к чему стремиться. Но у нас больше речь идет о социальной ответственности бизнеса. Начиная свое дело, коммерсанты должны вести его честно и прозрачно. Мы постепенно набираем обороты. В  2014 году у нас было проведено 8 советов по защите прав предпринимателей. Рассмотрено 27 вопросов, 17 предпринимателям палата оказала действенную поддержку. 

Между Палатой  предпринимателей Алматы и прокуратурой города подписан меморандум о взаимодействии по вопросам защиты прав предпринимателей. На сегодняшний день у нас работа уже построена таким образом, что прокуратура моментально реагирует на обращения палаты, когда она действует в интересах прав бизнесменов. Еще не было такого, чтобы прокуратура проигнорировала наше обращение. Решение вопросов мы стараемся не доводить до суда и решать в досудебном порядке. 

А. Г.: 

– Как вы думаете, может ли у нас малый и средний бизнес работать без опеки и контроля со стороны государства и нужно ли это?

В. Е.: 

– Пока существует государство, будет государственный контроль. Если не станет государственного регулирования,  будет анархия. Главное, чтобы это кураторство было со здравым смыслом, чтобы решения, которые принимаются, действительно способствовали раскрепощению и развитию свободы предпринимательства. 

Есть прямое регулирование через Административный кодекс, Уголовный кодекс и так далее. И есть косвенное регулирование – это  экономические методы создания условий для выхода из тени, снижение административных барьеров. По такому пути  нам надо идти. Для этого и Палата предпринимателей создавалась, чтобы эти вещи отслеживать, работать в едином направлении, поправлять, учить друг друга и двигаться дальше.

О. К.:

– На сегодняшний день мы усилили все свои отделы по защите прав предпринимателей. Сейчас у нас открыто 8 районных филиалов, создан реестр проблем,  все они будут приняты к сведению и не останутся без внимания. За 2014 год мы внесли в законодательные акты 152 поправки в пользу представителей МСБ. Постоянно усиливается работа как по защите прав предпринимателей, так и по программам государственной поддержки.


 

Центр обслуживания предпринимателей "Секрет+Сервис"
Республика Казахстан, г. Алматы


 
Тел:
      Эл.почта:
Сайт:
 
 +7 (777) 241-1000 
secretservis@mail.ru
www.s-s.kz