ТОО "СЕКРЕТ СЕРВИС" АЛМАТЫ

  Главная страница E-Mail Карта сайта Русская версия English Version

"ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА" из книги В.А. Ермакова "Как правильно создать и вести свой бизнес"

"ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА" из книги В.А. Ермакова "Как правильно создать и вести свой бизнес"

Люди начали принимать и понимать рынок, находить в нем свою нишу, реализовывать его преимущества и – что особенно важно – преуспевать.

Н.А. Назарбаев

 

Урок I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ. СОСТОЯНИЕ. ПРОБЛЕМЫ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ПРОГРАММЫ «ДОРОЖНАЯ КАРТА БИЗНЕСА-2020», «ЗАНЯТОСТЬ-2020»

   Важнейшими приоритетами социально-экономической политики респуб­ли­ки на протяжении последних 20 лет являются поддержка предприни­ма­тельства и особенно развитие малого и среднего бизнеса. Это еще раз подт­верж­дает Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор раз­вития Казахстана», в котором основная роль в решении социально-эконо­ми­чес­ких проблем на современном этапе вновь отведена предпринима­тельству.

 «Моя особая забота – это укрепление в Казахстане делового и инвестиционного климата. Успешно реализуется «Дорожная карта бизнеса - 2020». Уже многие казахстанцы убедились в ее эффективности. Поручаю Правительству внести изменения, касающиеся поддержки начинающих и молодых бизнесменов, внедряющих инновации»

Из Послания Президента РК народу Казахстана

21 января 2012 г.


Практика показывает, а ученые и эксперты разных государств довольно дав­но пришли к единому выводу о том, что поступательное развитие малого и сред­­­него предпринимательства (далее МСП) является главным фактором успеш­­­ного решения социально-экономических проблем любого госу­дарст­ва.

 Знайте, что развитие МСП - это:

- формирование конкурентных рыночных отношений за счет создания социального слоя собственников, владельцев предприятий;

- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг;

- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

- содействие структурной перестройке экономики, придание ей гибкости, мобильности, маневренности;

- привлечение личных средств населения для развития производства;

- эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- активизация научно-технического прогресса;

- освоение и активное использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

- содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплек­тующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью дальнейшего социально-экономического прогресса Казахстана. 

Американцы говорят: «Малый бизнес – это становой хребет экономики». В США Закон «О малом бизнесе» был принят еще в 1953 году. Тогда же было создано Федеральное агентство по малому предпринимательству. Сегодня в стране 29 млн. малых предприятий.

В ведущих же государствах мира к малому и среднему бизнесу относятся 9 предприятий из каждых 10; в Японии, Германии – половина всех предприятий, в них занято 2/3 трудоспособного населения. В качестве примера приведем Голландию. В этой стране с численностью населения 16,5 млн. человек – около 4 млн. хозяйствующих субъектов.

В Японии доля малого и среднего предпринимательства (далее МСП) составляет 93% от общего числа компаний, 55 % в ВВП государства и охватывает 80% занятых в промышленности.

 

 

1.1. Краткая история развития предпринимательства в Казахстане

Частное предпринимательство в Казахстане практически стало разрешено 1 мая 1987 года, когда был введен в действие Закон СССР от 19 ноября 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности». 11 декабря 1990 года принимается Закон «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», который, по сути дела, явился основой для развития бизнеса, а практически 20 лет назад, 4 июля 1992 года при­нят важнейший Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпри­ни­мательства». Необходимо отметить, что первые две государственные программы развития и поддержки предпринимательства на 1992-1994  годы и 1995-1996 годы реализовывались в очень сложный для экономики республики период, тем не менее, они позволи­ли заложить основы формирования и ста­нов­ления малого бизнеса в стране. По их итогам были введены льгот­ные усло­вия для перехода государственной собственности в собст­вен­ность членов тру­­довых коллективов в виде акций, в том числе путем про­дажи по льготным ценам.

       Льготы – преимущества, дополнительные права в виде полного или частичного освобождения от уплаты налогов или в виде дополнительных выплат.


В тот же период стали создаваться товар­ные биржи, биржи ценных бумаг, валютные биржи, коммерческие банки, ком­мер­чес­кие информационные центры, рекламные агентства и др.

Затем были реализованы еще несколько госу­дарст­венных прог­рамм развития и поддержки малого предпри­нима­тельства: 1999 – 2000 гг., 2001 – 2003 гг., 2004 – 2006 гг.

В соответствии с Посланием Президента РК народу от 18 февраля 2005 года правительством была утверждена и реализована Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы. Ее главной задачей было создание условий доступности кредитных ресурсов, развитие инфрас­руктуры поддержки предпринимательства, повышение менеджмента, вывод предпринимательства из «тени». Только через АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» на поддержку предпри­нима­тельства за последнее десятилетие было выделено более 300 млрд. тенге, не считая 120 млрд. тенге, выделенных в 2009 году в рамках антикризисной программы.

С этой же целью с 1999 года проверки конт­ро­лирующих органов проходят регистрацию и проверку на предмет их законности и обоснованности в Центрах правовой статистики и специальных учетов органов прокуратуры.

С 11 апреля по 31 декабря 2000 года, с 1 января по 1 октября 2003 года, с 21 февраля по 31 декабря 2008 года и с 17 февраля по 1 июля 2009 года в связи с поручением Главы государства были приостановлены проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Новые меры поддержки осуществлены в 2010 – 2012 гг., о чем мы расскажем позднее.

 

1.2. Состояние малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане. Проблемы предпринимательства

По данным Агентства по статистике РК на 1 июня 2012 года в Казахстане заре­гистри­ровано 1495976 субъектов МСП, из них – 234538 – юридические лица, 1064519 – индивидуальные предприниматели далее – ИП), 196919 – крестьянс­кие  или фермерские хозяйства, из которых активными являются: 69820 – юридические лица, 589640 – ИП и 179885 – крестьянские  или фермерские хозяйства. 

По сведениям Налогового Комитета Минфина РК наибольшее количество ИП в г. Алматы – 13,3%, Южно-казахстанской области – 10,7%, Алматинской – 9,5%, Восточно-Казахстанской области – 9,3% от общего количества в государстве. Действующих фермерских хозяйств - в Южно-Казахстанской области – 36,3%, Алматинской области – 29,1, Жамбылской – 8,6%.

Численность занятых в МСП в 2012 году возросла на 6,5%, выпуск про­дук­ции на 2,9%, количество активных субъектов МСП на 1 июня 2012 года со­с­та­вило 839,3 тыс. единиц, активно занятых в МСП составило 2650,6 тыс. че­ло­век. По сравнению с 2007 годом этот показатель возрос почти на 1 млн. человек.

При этом особо следует подчеркнуть, что даже в условиях финансовой нестабильности в 2012 году число зарегистрированных юридических лиц - субъектов МСБ по сравнению с 2011 годом возросло на 6,2% и достигло 234538 единиц. Растет доля МСП в ВВП государства, которая превысила 30%. 

           ВВП (валовой внутренний продукт) – денежная стоимость всех конечных товаров и услуг (предназначенных для употребления), произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства, как правило, в течение года. По этому показателю можно судить об экономике разных стран, а если данный показатель разделить на численность населения страны, то получают ВВП на душу населения, что позволяет определить уровень жизни людей.

           К примеру, общий объем ВВП на душу населения в Казахстане в 2011 году составил 182,2 млрд. долларов - 11000 долларов, в Голландии – свыше 40000 долларов. 

Однако, несмотря на имеющиеся положительные тенденции, в Казахстане необхо­димо еще многое сделать, чтобы люди стали активнее заниматься собственным делом. 

         В рейтинге Всемирного банка «Doing Businnes» по итогам 2011 года, отражающем степень простоты открытия и ведения бизнеса, из 183 стран Казахстан занял 58-е место (в 2010 – 63-е место, в 2012 году – 47-е место). Для сравнения. Сингапур занимает 1-е место, США – 4-е, Республика Корея – 8, Россия – 120-е место.

       Наш бизнес - в стадии становления и развития. Лишь каждый второй субъект МСБ является активным. Несовершенна отраслевая структура: в торговле занято 44,8%, в промышленности занято – 3,0%, строительстве – 3,0%, транспорте – 7,0%, сельском хозяйстве – 24,0%. Средняя численность работающих на одном малом предприятии составляет лишь 3 - 4 человека. На 1000 жителей в Казахстане только 8% официально занятых собственным делом с образованием юридического лица.

        Следует отметить и неравномерное развитие малого бизнеса территориально. Так, если на юго-востоке и юге республики функционирует около 40% от общего числа субъектов МСБ, то на западе – только 10,5%.

       Довольно высокими являются: уровень теневой экономики (22 – 24%), самозанятого населения (до 30% от всего трудоспособного). Неразвита производственная и социальная инфраструктура поддержки бизнеса.

Серьезным препятствием для развития бизнеса в Казахстане являются административные барьеры и, особенно, разрешительные процедуры (лицензирование, сертификация, получение земли, вывод из жилого фонда и т.д.).

        Требует совершенствования налоговое законодательство, которое не в должной мере стимулирует рост масштабов бизнеса (неразвитая патентная система, отсутствие льгот для начинающих и производителей, трудности при ликвидации и др.).

        Ограничен доступ к финансовым ресурсам (высокие процентные ставки по кредитам, сложные процедуры, неравенство сторон банковского договора).

       Отсутствует необходимая координация работы по поддержке и развитию предпринимательства в государстве, не высок статус общественных предпринимательских организаций и др.


И поэтому Глава государства постоянно дает поручения правительству, направленные на развитие и поддержку предпринимательства.

Среди них можно отметить следующие.

·  «Вычистить все законы, постановления и нормативные акты, а также снять с бизнеса несвойственные ему затраты»;

·  Изменить отношение госаппарата к частной собственности, то есть относиться к ней не как к «дойной», а как к «священной» корове (2003 год);

·  Сократить численность госаппарата и количество лицензионно-разрешительных процедур (2003, 2012 гг.);

·  Форма взаимодействия в современных реалиях должна быть такой – «государство для предпринимателей и населения» (2005 год);

·  Предприниматели должны быть уверены, что бизнес в государстве безопасен и перспективен, а частная собственность защищается законом (2007 год);

·    В республике должен быть создан максимально благоприятный бизнес-кли­­мат, особенно для индустриально-инновационного развития (2009, 2012 г.г.) и др. 

         «… Поручаю Правительству с 2010 года обеспечить введение единой бюджетной программы по развитию предпринимательства в регионах.

          Предлагаю назвать ее «Дорожная карта бизнеса – 2020. Акимы будут нести полную ответственность за проекты МСБ, финансируемые по программе».

Из Послания Президента РК народу Казахстана

29 января 2010 г.

  

1.2. Законодательство

Следует подчеркнуть, что в Казахстане за 20 лет независимости создана одна из лучших в СНГ законодательная база для становления, поддержки и развития предпринимательства и она постоянно совершенствуется. 31 января 2006 года Главой государства подписан Закон «О частном предпринимательстве», регулирующий взаимоотношения власти и бизнеса на современном этапе.

           Совет. Уважительно относитесь к закону. Еще древний Аристотель говорил: «Чтобы быть свободным надо быть рабом закона». Поэтому честно работать в бизнесе выгодно.                     

          Хотя тот же древний Цицерон сказал: «Закон нарушать нельзя, его можно обойти». При этом не забывайте, что при Вашей гениальной изобретательности по сокрытию доходов (отмечал один из авторов книг по бизнесу) не менее талантливо будут работать фискальные органы, стремясь поймать Вас за «хвост» и привлечь к административной и уголовной ответственности. Не забывайте слова Гете: «У того, кто решит узнать все законы, не останется времени их нарушать».

И сегодня у каждого предпри­нимателя на столе должны быть три главные Азбуки: 1) Гражданский кодекс, в котором вы найдете отве­­ты на самые простые вопросы: что такое физическое или юри­дичес­кое лицо, право собственности и его формы, как составить договор и спо­со­бы обес­пе­чения исполнения обязательств и т.д.; 2) Налоговый кодекс (налоги на­до пла­­тить и платить вовремя, тем более что у нас налицо несовершенство взаимоот­ноше­ний предпринима­телей и налоговых орга­нов); 3) Кодекс об административных правонарушениях, кото­­­рый рассматривает адми­нистративные право­наруше­ния и админист­ратив­ную ответственность в области предпри­нима­тельства, торговли, налогооб­ложе­ния и пр.

Другими «учебниками» мы бы назвали: Трудовой кодекс Республики Казахстан, Законы: «О лицензировании», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», законы, регулирующие предпринимательство с образованием юридического лица, и, конечно, Закон «О частном предпринимательстве».

Отметим, что в данном Законе:

* сохранены положительно зареко­мен­довавшие се­бя нор­мы законодательства 90-х годов;

* в статьях 6-7 конкретно определены субъекты частного предпринимательства (субъекты малого, среднего и крупного предприни­мательства), условия их функционирования. В нем довольно подробно расписаны формы ИП, порядок их регистрации и функционирования, права и обязанности. Сегодня для ИП – это основной Закон (ст. 7-я);

* раскрыты меры государственного содействия бизнесу, такие понятия, как: «бизнес-инкубатор», «индуст­риальная зона», «инфраструктура частного пред­при­ни­мательства», «экспертные советы», «книга учета посещений и про­верок», «центры поддержки малого предприни­ма­тельства». Кроме того, каждому предпринимателю необходимо внимательно изучить и иметь под рукой еще четыре Закона, принятых в 2010 – 2012 гг.:

1. «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года № 274-IV, определяющий правовые основы защиты прав потребителей;

2. «О государственном контроле и надзоре» от 6 января 2011 года № 377-IV, который устанавливает единые для всех государственных органов принципы и порядок проведения контроля.

3. Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательство по вопросам совершенствования разрешительной системы» от 15 июля 2011 года, который вступил в силу 30 января 2012 года. К примеру, в соответствии с ним из лицензирования исключены турагентская деятельность, услуги инструктора туризма, дошкольное воспитание, производство стройматериалов и ряд других. Теперь для получения лицензии при предоставлении оригиналов для сверки согласно ст. 42 Закона «О лицензировании» отменена необходимость нотариального удостоверения копий документов, а лицензии выдаются не позднее 15 рабочих дней со дня предоставления заявления с соответствующими документами.

4. 10.07.2012 года Глава государства подписал новый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительной системы и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов», как бы продолжающий Закон от 15 июня 2011 г., предусматривающий сокращение еще на 30% количества лицензий и разрешительных документов. Изменения внесены в 89 законодательных актов. Пересмотрены критерии субъектов частного предпринимательства, вводится запрет на плановые проверки вновь созданных субъектов малого бизнеса в течение 3 лет.

Кроме того надо знать, что с 1 января 2013 года лица, торгующие на рынках и осуществляющие расчеты с бюджетом в рамках специального налогового режима, на основе разового талона перейдут на другие режимы налогообложения: патент – 2% с дохода, упрощенная декларация – 3% с дохода, общеустановленный порядок – 10% для ИП, 20% для юридических лиц.

Далее. По поручению Главы государства, с 2013 года наиболее востребованные разрешительные документы казахстанцы будут получать в электронном формате или через Центры обслуживания населения.

При оптимизации разрешительных процедур планируется исключение необходимости предоставления ряда документов, данные по которым хранятся в информационных системах госорганов. Гражданину не нужно будет приносить с собой копии удостоверений личности, РНН, свидетельства юридического лица, документ, подтверждающий оплату. Можно оплатить на www.egov.kz.

И еще одно важное изменение, предполагаемое в законодательстве. 25 февраля 2012 года в Мажилисе был презентован законопроект «О внесении изменений в Закон «О государственной регистрации юридических лиц, их филиалов и представительств в Республике Казахстан». 

Основными новшествами проекта Закона являются:

* переход от разрешительного к уведомительному порядку регистрации субъектов малого предпринимательства путем внедрения Интернет-регистрации;

* замена бумажной формы свидетельства электронной справкой;

* отмена предоставления уставов хозяйственных товариществ;

* документов, подтверждающих местонахождение юридического лица. 

С принятием Закона срок регистрации для всех субъектов предпринимательства будет сокращен до 1 дня, онлайн регистрация до 15 минут. Достаточно будет представить заявление о регистрации и оплатить регистрационный сбор.

Также законопроектом предусматривается упрощение процедуры ликвидации юридических лиц. Из числа предоставляемых документов будет исключена справка из налогового комитета. Наличие либо отсутствие налоговой задолженности будет проверяться в автоматическом режиме (информационная система налогового комитета).

Исключается требование о предоставлении ликвидационного баланса и решения об его утверждении. Срок регистрации прекращения деятельности юридического лица будет сокращен до 5 календарных дней. И конечно эта работа по сокращению административных барьеров, созданию необходимых условий для ведения бизнеса будет продолжена, в том числе через совершенствование специальной инфраструктуры.

 

1.3. Инфраструктура содействия предпринимательству.

Государственные органы. Программы: «Дорожная карта бизнеса», «Занятость – 2020»

Прежде всего отметим, что цикл предпринимательской деятельности состоит из трех этапов: становление, функционирование, развитие. Соответственно, и потребности предпринимателя на каждом этапе различны. 

На стадии становления предприниматель нуждается в информации о создании, о нормативных правовых актах, регулирующих предпринима­тельскую деятельность, в знаниях об основах ведения бизнеса, в начальном капитале, офисных и производственных помещениях, оргтехнике.

2. На стадии функционирования – в организации управления бизнесом (сокращение издержек, повышение качества продукции, услуг, деловые связи, информация о рынке, подбор и обучение сотрудников, защита интересов), в финансовых средствах, оборудовании и помещениях, дополнительных знаниях, доступе к информации о потребностях рынка (спрос – предложение, рынки сбыта продукции).

3. На стадии развития потребности более высокого уровня – совер­шенст­вование системы управления, повышение квалификации сотруд­ников, ин­новационные технологии, развитие собственного бренда, выход на новые рын­ки, финансирование инновационных проектов, высококвалифицированные специалисты.

             Бренд (англ. brand) – термин в маркетинге (см. урок II), символическое воплощение комплекса информации, связанного с определенным продуктом или услугой. Обычно включает в себя название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы).

             Целью продвижения бренда является создание монополии в каком-то сегменте (части) рынка. Например, многие фирмы продают газированную воду, но только «Кока-кола» может продавать кока-колу.

Самое емкое и четкое определение бренда, на наш взгляд, таково. «Бренд – это более чем реклама или маркетинг. Это все, что приходит в голову человеку относительно продукта, когда он видит его логотип или слышит название».

Дэвид Д’Алессандро

Поэтому предпринимателю на каждой стадии должны оказывать поддержку организации-участники инфраструктуры. И будем объективны - они появились и развиваются. Итак, инфраструктура предприни­мательства это комплекс создаваемых или действующих органи­заций, которые помогают предпринимателям в решении различных проблем, включая со­действие в организации собственного дела, обеспечение полезной  ин­фор­мацией, поддержку в обеспечении финансовыми и другими ресурсами.

Прежде всего эту работу призваны выполнять государственные органы республиканского уровня – министерства и ведомства и созданные при них организации. 

          Высший же государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие частного предпринимательства в государстве – это Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан (МЭРиТ).             

          Организационно в структуру МЭРиТ входит Комитет развития предпринимательства, осуществляющий функции по формированию государственной политики в сфере развития и поддержки предпринимательства (www.minplan.kz, тел.: 8-717 (2) 74-20-22, 74-30-21)



 



К списку новостей...
 
 
Центр обслуживания предпринимателей "Секрет+Сервис"
Республика Казахстан, г. Алматы


 
Тел:
      Эл.почта:
Сайт:
 
 +7 (777) 241-1000 
secretservis@mail.ru
www.s-s.kz